ХРУПКОЕ
СЧАСТЬЕ ДМИТРИЯ БЫКОВА
Газета "Международный Детектив-клуб",
№9, 2000
Мы встретились на звукозаписывающей студии. Дмитрий, солист
дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова,
пришел прослушать свой первый сольный диск, сведенный накануне.
Еще поднимаясь по лестнице, я услышала за прикрытой дверью: “Да,
я шут, я циркач, так что же? Пусть меня так зовут вельможи...” (на
диске нашлось место не только эстраде, но и классике - ведь Дима
прежде всего академический певец).
Я
остановилась. Подумала: какое это все-таки счастье - жить в чудесном
таинственном мире нот и созвучий... Открыла дверь и замерла на пороге.
Дмитрий не обернулся. Он сидел, закрыв лицо ладонью; пальцы другой
руки были сжаты и чуть подрагивали. Его не было в ту минуту здесь,
в затопленной мягкими звуками комнатушке. “Всегда быть в маске -
судьба моя”. Я не отрываясь смотрела на его руки. А он, обмирая,
пытался уловить малейшую фальшь в льющемся из динамиков голосе.
В своем голосе. "Счастье? - спросила я себя. - Конечно, счастье.
Но какое хрупкое.."
Вышли
из студии, спустились этажом ниже и внезапно очутились в огромном
темном зале с высоченными колоннами. За окном сыпал снег, мигали
огоньки... Мы остались здесь. Кинули куртки на единственную банкетку.
Он улыбнулся: “Ну, спрашивай..."
-
Твой путь в музыку, видимо, был предопределен... Тебя даже пеленали
на рояле. Ведь это правда?
- Конечно, правда.
Квартира была небольшая, однокомнатная. Место не хватало. Полкомнаты
занимал рояль-миньон, подаренный отцу коллегами... Родителям трудно
приходилось: жили вдвоем, никто им не помогал, а отец еще и учился.
Словом, пеленки тоже были подарены. И меня клали на этот дареный
рояль и пеленали в эти дареные пеленки.
- А когда
ты начал петь?
-
Отец, тоже певец, одно время служил в ансамбле песни и пляски Московского
военного округа, мама частенько приводила меня на репетиции, и моими
первыми воспоминаниями детства стали тамошние коридоры, макеты кораблей...
А руководил ансамблем тогда Сурен Баблоев. Такая одиозная интересная
личность. Как-то позвал он меня к себе в кабинет (а туда никто лишний
раз зайти не решался, потому что хозяин мог и пепельницей запустить...):
“ Ну что, - говорит, - у тебя папа - певец, а ты не поешь?” Я отвечаю:
“Конечно, пою”. И исполнил “День Победы”.
- Сколько
тебе было?
-
Не помню, года три четыре. И самое интересное, что некоторые мои
нынешние коллеги, работавшие в то время в МВО, слышали это мое “выступление”...
А вообще “запел” я еще раньше: говорят, был очень крикливым младенцем
, плохо спал и все время орал. Наверное, я пел просто...
- Ты
еще и скрипкой занимался...
Да,
родителей угораздило... Видимо, им хотелось как-то выделиться из
толпы тех, кто отдавал своих чад “на фортепьяно”. Пять лет я подарил
Гнесинской школе... Не думаю, что у меня был талант, но помогло
мне это здорово, я очень хорошо слышу, единственный недостаток -
что шея набок ...
- Да
вроде нет... А почему бросил скрипку?
-
Мы в Германию уехали. Там была какая-та школа, но после Гнесинки
я там все потерял бы. Да я и не жалел, потому что мне было тогда
не до классики - вовсю приобщался к массовой культуре Запада. И
не начал бы петь, если бы не увидел фильм “Любимые арии”, где Титто
Гобби исполнял песню “Скажите, девушки”. Мне вдруг захотелось спеть
так же... А потом стукнуло шестнадцать лет, и отец предложил заниматься
пением.
- Он
лично учил тебя?
-
Да, отец заканчивал Гнесинку, а ведь это музыкально-педагогический
институт. Мне семнадцать было, когда он привел меня к своему преподавателю
Наталье Дмитриевне Шпиллер, кстати, любимой певице Сталина. Она
была знаменитым педагогом. Сказала, что мне обязательно надо петь,
и через год обещала взять к себе на курсы. Этот год я проучился
в музыкальном колледже имени Ипполитова-Иванова у Ю.Н. Савельева.
А когда настал срок перевестись к Наталье Дмитриевне, она, к сожалению,
умерла. Я доучился у Савельева и не жалею. И все же отец остается
моим самым главным педагогом. Именно благодаря ему я узнал таких
поэтов, как Лорка, Ду Фу, - отец одно время пел в хоре Полянского,
и там исполнялись произведения на их стихи. Еще одно сильное воспоминание
- это “Реквием” Моцарта в зале Чайковского... Я почти наизусть знаю
каждую часть, был на всех репетициях...
- Странно...
Ты так любишь музыку, но при этом в знак протеста против занятий
скрипкой забирался на дерево и сидел там...
-
Скрипка сделана из дерева. Я приобщался... А вообще я в то время
любил футбол. Музыка... В жизни, например, мы можем любить кого-то,
но не вступать в брак; то же и с нашими увлечениями.
- И ты
променял искусство на спорт?
-
Я тогда серьезно занимался в “Спартаке”. Помню все футбольные события
с тех пор, как в 1979 году “Спартак” встал чемпионом... А еще я
хотел быть военным. Напяливал на себя фуражки, бескозырки, тревожный
чемоданчик у меня всегда был готов...
- Ну,
тут твоя мечта осуществилась...
-
Да, колледж я заканчивал, уже служа в армии, в ансамбле песни и
пляски МВО, где когда-то работал отец и где я потом стал солистом.
- Солистом
стать не просто?
-
Солистом не просто быть. А шанс выйти дается каждому.
- Ты
классический певец, можешь пойти в театр, но не идешь...
- Ансамбль
Александрова считается, между прочим, лучшим мужским хором мира.
К тому же мы много путешествуем. Удалось уже несколько десятков
стран объездить...
- Когда
выезжаете, успеваете увидеть страну или в основном работаете?
-
Ну какие тут прогулки, если впереди два концерта подряд, и надо
будет три часа стоять не шелохнувшись. И ты не имеешь права упасть
на сцене. Смерть на глазах у публики - это, говорят, мечта артиста.
Но не один артист, который хоть однажды плохо чувствовал себя на
сцене, никогда не скажет, что мечтает о такой смерти. Так что работа
у нас на первом месте. Да и переездов много, они выматывают. Но
все же удалось немало увидеть.
- У
тебя были и поездки в составе фронтовых бригад...
- Да, я
несколько раз был в Чечне, Таджикистане, Северной Осетии, Косово...
Есть что вспомнить. Ведь для артиста это двойное испытание. Приходилось
петь под открытым небом в 50-градусную жару, в горах, в пыли, без
всяких микрофонов, когда перед тобой на каком-нибудь склоне сидят
несколько сотен солдат, и ты своей песней пытаешься вдохновить их
на жизнь, на бой. Пусть даже голоса уже нет и одни эмоции остались.
Приходилось давать по 4-5 концертов в день, но когда видишь глаза
тех, кто идет в бой, или тех, кто из него вернулся - улыбающиеся,
смеющиеся глаза, - понимаешь, что приехал не напрасно. И приятно,
когда тебе не делают послабления, а принимают как своего. Садишься
со спецназом в вертолет и отправляешься в опасную точку. Ребята
летят на задание, а ты с товарищами - выступать во время передышки.
Это ощущение опасности так притягивает... Чувствуешь себя мужиком...
Возникает такое двойственное ощущение: ты артист, но ты и военный,
и в случае необходимости не тебя будут защищать, но ты будешь защищаться
вместе с остальными.
-
Ты чувствуешь, что нужен там?
-
Еще как. Люди должны знать, что они не брошены. Ведь там и вправду
- лучшие из нас... Был интересный эпизод, когда мы уже покидали
Грозный, и пять десантников пришли провожать своего друга, улетавшего
в отпуск в Москву. Они ему говорят: “Ты быстрей возвращайся, а то
там опасно, машины, дома взрывают...” Это настоящие мужчины, которые
выполняют свой долг.
- Ты
как-то рассказывал, что вы пели, а за стеной шел настоящий бой...
-
Это было во время зачистки Бамута. Из Грозного на вертолете мы прилетаем
в Самашки, и нас на БТРах везут неизвестно куда. Глина непролазная,
в одной из луж я оставляю подошву своего любимого концертного ботинка...
Мы очень долго едем, вдруг слышим взрывы, в оконце БТРа ничего не
видно, да и смотреть, честно говоря, не хочется - сжимаешь свой
крестик... Приезжаем, в полуразрушенном здании столовой (одни стены,
потолка нет) уже собрались бойцы. И мы начинаем петь. Одни появляются,
другие уходят. Этот стальной взор, которым отличается человек, побывавший
на войне, - он особенно явствен после боя. И вдруг ты видишь, как
глаза начинают теплеть... Тогда за стеной действительно шел бой.
А потом нас посадили на БТР и отвезли в станицу Ассиновскую. Мы
дали там подряд четыре концерта, нас не отпускали, мы много пели
“на бис” казачьих песен... А на следующий день в станице начались
волнения. Может, с нашей “подачи”... Да, выяснилось, что по дороге
в Бамут подорвался сопровождающий нас БТР. Мы чудом остались живы.
Нам действительно повезло, если не считать того, что наш вертолет
обстреляли. Приятно, когда осознаешь, что родился в рубашке.
- Страшно
было? Или тут же возникает ощущение бесшабашности?
- Оно появляется
день на третий-четвертый, когда адреналин начинает вырабатываться.
Нам об этом говорили местные медики в местечке Ведено... Мы жили
там в реанимации, спали на носилках рядом с ранеными. По ночам собирались
- с водкой были проблемы, - пили крепкий чай и ели хлеб, который
выпекался прямо на месте ... Вот так сидишь себе на лавочке, слышишь
свист пули... Ну, свистит - и пускай себе свистит... А ты смотришь
на звезды, наслаждаешься природой и думаешь - какхорошо... А где-то
неподалеку бухает “Савушка”... Это такой удивительный мир, который,
как ни странно, сейчас реально существует. А мы здесь пытаемся раздобыть
денег, одеться... Там же думаешь о мире, о жизни, о близких. Это
очищает.
-
Есть желание вернуться туда? Говорят, люди попадают в зависимость
от адреналина...
-
Да, но для военного это нормальное состояние. Артисту такая поездка
много дает. Там трудно добиться искреннего приема: люди со смертью
рядом ходят, и они могут тебе хлопать просто из благодарности за
то, что ты приехал. Но когда чувствуешь попадание, то это кайф.
- Попадание?
Но что можно дать тому, кто видел смерть?..
-
Надежду. Однажды мы выступали в госпитале Бурденко, в палатах для
тех, кто не мог встать. Там был один парень, его только что привезли
из Чечни. Он не то, что не мог встать... У него не было ни ног,
ни рук, лицо сильно пострадало... И эти глаза не дай Бог кому увидеть.
Потому что в них не было даже безысходности, - там ничего не было.
“Жизнь закончена”... С нами с госпиталь поехал подполковник Тарасов
(мы вместе летали в Чечню, и благодаря его бесшабашности и бесстрашию
забирались в такие места...) Он не был артистом, но, видимо, так
хотел принести радость этим людям, что внезапно начал плясать под
наши песни. Представь: подполковник плясал и хлопал в ладоши, как
ребенок. И это веселье так контрастировало с той бедой, что жила
в палате... Оно не могло не тронуть. И я увидел в глазах этого перебинтованного
парня проблеск надежды. Надежды на то, что может еще что-то быть
в жизни... Я никогда этого не забуду. Что это, как не сила искусства...
- Чтобы
заниматься этим самым искусством, говорят, певец обязательно должен
“режимить”. Но с твоей жизнью разве это возможно...
- Когда
спишь на гастролях по два- три часа, о каком режиме может идти речь?
Есть слово “надо”.
- Ты
его хорошо знаешь?
- Да. Я
слишком хорошо его знаю.
Вот и все.
Надо одеться и вынырнуть из этого теплого мирка в неприветливую
зиму. Дорога до дома - длинная. А он спешит вновь прослушать свой
первый диск, диск, который так и называется - “Дорогой длинною...”
- по заглавной песне. Там и озорная “Смуглянка”,
и страстное “Besame mucho”, и “отцветшие
хризантемы”; там - прощанье с грустинкой, мягкая улыбка, тихий
шепот, легкое дуновение просыпающейся нежности... Там - его мелодия,
его голос... Там дремлет хрупкое счастье тех, кто дышит любовью.
Он так спешит в этот мир... В этот пестрый, ласковый мир, имя которому
- Музыка.
Беседу
вела Ирина КУДЕСОВА